Подобрать курс +7 (495) 688-90-02

Управление проектами – это интересно!

Игра-тренажёр. Начать

Хотите узнать, что такое проектная деятельность и как управляют проектами в ИТ-компаниях?

Здесь вы узнаете ответ на этот вопрос.
В видео-лекции эксперты в области информационных технологий из фирмы «1С» рассказывают, что такое проектная деятельность, какими признаками обладает проект и в чем специфика проектов, связанных с информационными технологиями. Вы также узнаете о важности управления командой и роли руководителя проекта. Вы познакомитесь с двумя подходами к управлению проектами: классическим подходом «Водопад» и современным подходом «Аджайл» (от английского Agile – гибкий). А еще вы сможете поиграть в специальную игру-тренажер, в которой вам предстоит выступить в роли руководителя проекта и попробовать разные стили управления, чтобы спасти первую миссию на Луне!

О чем урок по теме «Управление проектами»?

Смотрите это видео, чтобы разобраться - управление проектами это интересно

Игра и тренажер на уроке цифры про управление проектами – это наглядное объяснение методами управления проектами водопад и agile для школьников. Эта игра позволяет попробовать себя в роли руководителя проекта. Ставить задачи, распределять задачи для специалистов команды разработчиков. Именно грамотное и оптимальное распределение ресурсов проекта позволяет минимизировать затраты по проекту и избежать многих рисков, эффективно добиваться достижения целей проекта.

Что такое проект? Это процесс достижения конкретной цели в фиксированные сроки. Цель — самое важное в проекте. Ради ее достижения проект планируется и выполняется. Вы постоянно встречаетесь с проектами в вашей жизни. Почти любую вашу деятельность можно организовать как проект. Будь то написание сочинения, организация школьного праздника или экскурсии, переезд в новую квартиру или подготовка к экзамену. Как вы видите, во всех этих примерах есть четкая цель и четкие жесткие сроки.

«Уроки цифры»  — всероссийская акция для школьников всех возрастов, во время которой они в игровой форме знакомятся с основами программирования и цифровыми технологиями. Каждый из уроков посвящен определенной теме и направлен на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

«Урок цифры» реализован совместно Министерством просвещения России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, организацией «Цифровая экономика» и крупнейшими ИТ-компаниями России.

Видеоурок «Управление проектами»

Смотрите это видео, чтобы разобраться - управление проектами это интересно

 

О роли и важности управления проектами в современной цифровой экономике

Борис Нуралиев (директор фирмы «1С»)

Борис Нуралиев

Показать текст

Я всю жизнь работаю в информационных технологиях и Вам хочу порекомендовать это как область знаний, и как выбор профессии даже. Информационные технологии позволяют честно и без особого риска заработать хорошие деньги. Зарплаты в информационных технологиях, что в России, что в других странах, сильно выше средних. Но гораздо важнее, мне кажется еще другое, что в информационные технологии — это интересно. И инженеру интересно программировать инженерные работы, и математику, и гуманитариям, что бы программы были красивыми, ведь люди в них целые часы проводят, что бы общение с людьми было хорошо выстроено.

А самое важное – это самореализация.  Сейчас эпоха цифровой экономики и информационные технологии повышают эффективность предприятий. Информационные технологии существенно повышают жизнь граждан. Если Ваша работа смогла повысить эффективность конкретного предприятия, это уже предмет большой гордости, а если она смогла повысить эффективность тысяч предприятий, если миллионы людей пользуются программой или облачным сервисом, который Вы разработали, это отличная самореализация, я не знаю, где может быть лучше.

При этом информационные технологии — это очень демократичная область. Компьютеры очень доступны. Я люблю говорить о том, что компьютерные программы состоят из нулей и единиц, а их запас в природе не ограничен. Поэтому одна ИТ-компания от другой отличается чем? Каких сотрудников они набрали и как организовали их работу. Специалистов по информационным технологиям не хватает, поэтому Вы нам нужны, поэтому я перед Вами выступаю.

А по организации, как вести проекты сейчас Вам расскажут мои коллеги – Никита Страричков, один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», недавний выпускник и заместитель заведующего кафедрой Московского Физико-Технического института, и он как раз преподает студентам управление проектами. И Олег Фогель, руководитель отдела разработки учетных программ «1С», один из наиболее ярких евангелистов подхода Agile (Аджайл).

 

Проект и метод «Водопад», что это?

Никита Старичков
(Один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ)

Никита Старичков

Показать текст

Написание сочинения, переезд в новую квартиру, планирование экскурсии либо проведение какого-либо мероприятия. Что объединяет все эти вещи? Все эти вещи можно назвать проектом. Так что же такое проект? 

Проект — это некая деятельность, которая имеет конкретную цель и четкие жесткие сроки её выполнения. Очень полезно все свои дела рассматривать как проекты. Однако, часто получается так, что у вас одновременно идут несколько проектов, но при этом ваши силы и ваше время сильно ограничены. Но при этом нужно все проекты выполнить и выполнить их хорошо. Что же делать? Для этого нам нужен этап планирования.

В первую очередь, после того как цели и сроки вашего проекта определены, вам нужно понять, как этот проект реализовывать? Для этого вам нужно составить список задач. Сначала, обычно, составляют список крупных задач, а потом их детализируют. Так просто проще.

Допустим, Вы хотите построить космическую станцию. Это ваша цель.

Вы хотите сделать это к 12 апреля 2020 — это ваш срок.

Теперь нужно определиться с тем, что для этого надо сделать.

Для начала — нужно спроектировать станцию, подготовить чертежи.

Дальше — нужно изготовить ее части и собрать их вместе.

Потом — доставить на орбиту.

Понятно, что это крупные задачи, каждая из которых требует уточнения. Доставка на орбиту включает в себя сборку и подготовку ракеты, загрузку станции, запуск, управление полетом и т. д. Но сейчас мы не будем вдаваться в детали.

Теперь, когда список задач определен,

Диаграмма Ганта.

нужно понять, что необходимо сделать для того, чтобы каждую задачу выполнить. Фактически, Вы должны распределить Ваши ресурсы. Ресурсы для проекта — это люди, материалы, деньги и т. д.

Чертеж должен кто-то подготовить и нарисовать. Для изготовления корпуса нужен металл. Для покупки солнечных панелей нужны деньги.

При этом, ваши ресурсы ограничены. У вас нет столько инженеров, сколько захотите. У каждого инженера ограничено время. Он не может рисовать два чертежа одновременно. Металл у вас тоже в ограниченном количестве. Да и бюджет проекта фиксирован. Как правильно эти ресурсы распределить — одна из самых сложных задач планирования. Наверное, самого опытного инженера надо поставить на задачу контроля и сведения чертежа всей станции. Менее опытному можно доверить задачу проектирования отдельного отсека. Талантливому, но безответственному — удобную прикроватную тумбочку. Если он ее сделает хорошо — будет здорово, но, если и не успеет — проект в целом не сильно пострадает.

Это уже расчет рисков. Как видно из примера выше, это тоже важно на стадии планирования проекта.

Та модель выполнения проекта, о которой мы говорили выше — это классическая модель водопада.

В этой модели каждая задача выполняется строго после предшествующей. Нельзя начать строить станцию, когда не готовы чертежи. И тем более, нечего отправить на орбиту, пока станция не построена.

У этой модели есть свои плюсы — вы всегда четко понимаете, какой этап сейчас выполняется. Вы всегда четко понимаете сроки. Фактически, после идеального этапа планирования ваша задача — это только оперативный контроль выполнения поставленных задач. Эта модель хороша, когда вы четко знаете, что должно получиться в конце — и позволяет вам гарантированно получить результат в нужный срок.

Но есть у этой модели и минусы — при подобной жесткости вам тяжело что-либо изменить в процессе выполнения проекта. Если вам скажут, что доставлять на орбиту одной большой ракетой не получится, а нужно тремя маленькими — вам придется пытаться включить в последовательность задач еще и задачу перепланирования загрузки ракет и сборки станции на орбите, что, безусловно, приведет к значительному сдвигу сроков или потреблению ресурсов.

В конце хочется отметить две вещи. У каждой задачи внутри проекта есть срок, и есть цель. Соответственно, каждую задачу проекта можно рассматривать как подпроект, для которого тоже должен быть выполнен этап планирования и реализации.

Второй важный момент — это классический пример того, с какими ограничениями вы обычно сталкиваетесь при реализации проекта. Это называется проектный треугольник.

Ваш проект — это точка внутри треугольника. Близость к вершинам говорит о том, насколько это свойство характерно вашему проекту. Какой вывод можно сделать из этого? Нельзя сделать быстро, качественно, и недорого. Быстро и качественно — нужно много ресурсов. Быстро и мало ресурсов — будет некачественно. Мало ресурсов и качественно — долго. Эта простая визуализация позволяет лучше понять, как устроен проект изнутри.

 

Гибкие методы управления проектами и метод управления проектом «Agile» простым языком для начинающих

Олег Фогель
(Руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»)

Олег Фогель

Показать текст

К разработке программы можно относиться так же, как к строительству большого дома. Проработать проект со всеми подробностями, набрать специалистов разных профессий и начать. Ожидая, что примерно через год дом будет построен. Но время сейчас движется очень быстро. Если мы говорим об IT, то за год могут существенно измениться и бизнес-задачи и средства разработки. В этом смысле полезнее, чтобы программа начала работать и приносить отдачу как можно раньше. Например, на первом этапе мы реализуем только самый необходимый функционал. А дальше на каждой итерации с каждым релизом в программу добавляется новый функционал, расширяющий её возможности.

При таком подходе программа приносит отдачу уже в процессе её разработки, но это ещё не всё. Мы после каждого релиза можем получить обратную связь от заказчика и пользователей и понять, в правильном направлении мы движемся или нет? И если нет, то можем скорректировать наши планы или видение программы в целом. А при другом подходе мы бы узнали об этом через год, когда изменить уже ничего нельзя или изменения очень дорогие.

И в какой-то момент мы понимаем, что автоматизация бизнеса – бесконечный процесс. Периодически появляются новые задачи бизнеса, или желание упростить работу пользователей, или необходима интеграция с другими сервисами и т.д. И agile говорит нам о том, что необходимо обеспечить ритмичную работу по разработке итерациями, содержащими изменения небольшими порциями, каждая из которых несет в себе бизнес-ценность.

Мы стараемся доставить эти изменения пользователю как можно раньше, но при этом важно обеспечить высокое качество. Если мы сделали что-то быстро, но этим нельзя пользоваться, мы зря потратили время и деньги. Такой подход требует и высокой квалификации разработчиков, и определенного уровня культуры процесса и автоматизации тестирования.

В agile большую роль играет команда. Если на больших производствах, на конвейере, человеку необходимо подстроиться под существующий порядок вещей, то в agile команда сама может влиять на правила работы. С главной целью – повышать свою эффективность. Это ситуация win-win – каждый человек лучше раскрывается и профессионально растёт, а компания имеет квалифицированную эффективную команду. Периодически команда собирается и обсуждает накопившиеся вопросы.  Какие есть проблемы, тормозящие разработку? Что можно сделать для их решения? Как работать ещё эффективнее?

Казалось бы, есть прекрасный процесс, есть самоорганизующаяся команда, о чём ещё можно мечтать? Что ещё нам нужно? Цель! И agile характеризуется тем, что команда не просто делает, что скажет заказчик, но и готова вместе с заказчиком формулировать цели и проверять различные гипотезы. Мы не просто добавляем функционал, но изучаем пользовательский опыт и реальные сценарии использования. Команда становится заинтересованной не только в том, чтобы программа работала, но и чтобы бизнес взлетел. И это уже переход от отношений заказчик-исполнитель к партнёрским отношениям. («Высокие отношения» (с))

Но и это ещё не все особенности agile. Легко представить, как в уже готовый проект кто-то хочет внести изменения. Надо согласовать это со всеми – это долго и дорого. «Надо было думать раньше!» Но время сейчас такое, что новые требования могут появляться ежедневно. Например, у конкурента появилась новая функциональность и ваш заказчик считает, что клиенты уходят именно из-за этого. Или заказчик вдруг решил в своем интернет-магазине продавать не только спортивную одежду, но и спортивный инвентарь, а у него совсем другие характеристики. И agile говорит нам о том, что быть готовым к изменениям важнее, чем строго следовать плану. То есть мы должны воспринимать изменения как естественный ход вещей, а не как промах заказчика.

В настоящее время agile – это целое семейство гибких технологий разработки. Вы могли слышать, например, о SCRUM и Kanban. Результаты применения agile в IT так вдохновили многих людей, что сейчас agile успешно применяют и не в IT.

Трейлер игры

Смотрите это видео, чтобы разобраться - управление проектами это интересно

Методические рекомендации для урока по управлению проектами

Вебинар для учителей по теме управление проектами

В вебинаре приняли участие эксперты в управлении проектами из фирмы «1С»: Никита Старичков (один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ) и Олег Фогель (руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»).

Вебинар для учителей и директоров школ по методике проведения урока «Управление проектами» и основам проектного управления, изложенным доступным для школьников языком, состоялся 10.04.2019, но не утратил свою актуальность.

СМИ об уроке цифры по управлению проектами

Сюжет НТВ

Сюжет ТВЦ (с 16:25)

Сюжет «Вести»

Статья CNEWS

Статья «Учительской газеты»

Публикация ТАСС

 

Блогеры об игре про спасение миссии на Луне

Влад Филатов - https://youtu.be/1kFRbTyyYz8

Дмитрий Бэйл - https://youtu.be/qourgQJsZcw

Stint - https://youtu.be/kv0PVw_B7CE

Quantum Games - https://youtu.be/BS8gEzoEi48

TheBrainDit - https://youtu.be/1NFODQnn3ZI

TheGideonGames - https://youtu.be/rDfpOAV4VIQ

BlackSilverUFA - https://youtu.be/CHmSgNSXup0

The Puzzle Tech - https://youtu.be/cuIgXepjieU

PlayWithSERCH - https://youtu.be/lKBZE2ArrSQ

TheWarpath - https://youtu.be/Wk33PSg1hHM

 

Курсы программирования в твоем городе

Хочешь научиться программировать? Создавать сайты, игры и шагающих роботов? Мечтаешь побеждать на олимпиадах? Приходи к нам — научим! https://club.1c.ru/#course6

 

Новый игровой тренажер от фирмы "1С" ждёт своих героев

Научиться программировать летающего робота, узнать как устроена сеть и облачные сервисы, как настроить локальную сеть у себя дома. Легко. Переходите в новый игровой тренажер и смотрите видеоролики "Урока цифры" по "Сетям и облачным технологиям".