Управление проектами – это интересно!
Управление проектами – это интересно!
Здесь вы узнаете ответ на этот вопрос.
В видео-лекции эксперты в области информационных технологий из фирмы «1С» рассказывают, что такое проектная деятельность, какими признаками обладает проект и в чем специфика проектов, связанных с информационными технологиями. Вы также узнаете о важности управления командой и роли руководителя проекта. Вы познакомитесь с двумя подходами к управлению проектами: классическим подходом «Водопад» и современным подходом «Аджайл» (от английского Agile – гибкий). А еще вы сможете поиграть в специальную игру-тренажер, в которой вам предстоит выступить в роли руководителя проекта и попробовать разные стили управления, чтобы спасти первую миссию на Луне!
Игра и тренажер на уроке цифры про управление проектами – это наглядное объяснение методами управления проектами водопад и agile для школьников. Эта игра позволяет попробовать себя в роли руководителя проекта. Ставить задачи, распределять задачи для специалистов команды разработчиков. Именно грамотное и оптимальное распределение ресурсов проекта позволяет минимизировать затраты по проекту и избежать многих рисков, эффективно добиваться достижения целей проекта.
Что такое проект? Это процесс достижения конкретной цели в фиксированные сроки. Цель — самое важное в проекте. Ради ее достижения проект планируется и выполняется. Вы постоянно встречаетесь с проектами в вашей жизни. Почти любую вашу деятельность можно организовать как проект. Будь то написание сочинения, организация школьного праздника или экскурсии, переезд в новую квартиру или подготовка к экзамену. Как вы видите, во всех этих примерах есть четкая цель и четкие жесткие сроки.
«Уроки цифры» — всероссийская акция для школьников всех возрастов, во время которой они в игровой форме знакомятся с основами программирования и цифровыми технологиями. Каждый из уроков посвящен определенной теме и направлен на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
«Урок цифры» реализован совместно Министерством просвещения России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, организацией «Цифровая экономика» и крупнейшими ИТ-компаниями России.
Борис Нуралиев (директор фирмы «1С»)
Я всю жизнь работаю в информационных технологиях и Вам хочу порекомендовать это как область знаний, и как выбор профессии даже. Информационные технологии позволяют честно и без особого риска заработать хорошие деньги. Зарплаты в информационных технологиях, что в России, что в других странах, сильно выше средних. Но гораздо важнее, мне кажется еще другое, что в информационные технологии — это интересно. И инженеру интересно программировать инженерные работы, и математику, и гуманитариям, что бы программы были красивыми, ведь люди в них целые часы проводят, что бы общение с людьми было хорошо выстроено.
А самое важное – это самореализация. Сейчас эпоха цифровой экономики и информационные технологии повышают эффективность предприятий. Информационные технологии существенно повышают жизнь граждан. Если Ваша работа смогла повысить эффективность конкретного предприятия, это уже предмет большой гордости, а если она смогла повысить эффективность тысяч предприятий, если миллионы людей пользуются программой или облачным сервисом, который Вы разработали, это отличная самореализация, я не знаю, где может быть лучше.
При этом информационные технологии — это очень демократичная область. Компьютеры очень доступны. Я люблю говорить о том, что компьютерные программы состоят из нулей и единиц, а их запас в природе не ограничен. Поэтому одна ИТ-компания от другой отличается чем? Каких сотрудников они набрали и как организовали их работу. Специалистов по информационным технологиям не хватает, поэтому Вы нам нужны, поэтому я перед Вами выступаю.
А по организации, как вести проекты сейчас Вам расскажут мои коллеги – Никита Страричков, один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», недавний выпускник и заместитель заведующего кафедрой Московского Физико-Технического института, и он как раз преподает студентам управление проектами. И Олег Фогель, руководитель отдела разработки учетных программ «1С», один из наиболее ярких евангелистов подхода Agile (Аджайл).
Никита Старичков
(Один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ)
Написание сочинения, переезд в новую квартиру, планирование экскурсии либо проведение какого-либо мероприятия. Что объединяет все эти вещи? Все эти вещи можно назвать проектом. Так что же такое проект?
Проект — это некая деятельность, которая имеет конкретную цель и четкие жесткие сроки её выполнения. Очень полезно все свои дела рассматривать как проекты. Однако, часто получается так, что у вас одновременно идут несколько проектов, но при этом ваши силы и ваше время сильно ограничены. Но при этом нужно все проекты выполнить и выполнить их хорошо. Что же делать? Для этого нам нужен этап планирования.
В первую очередь, после того как цели и сроки вашего проекта определены, вам нужно понять, как этот проект реализовывать? Для этого вам нужно составить список задач. Сначала, обычно, составляют список крупных задач, а потом их детализируют. Так просто проще.
Допустим, Вы хотите построить космическую станцию. Это ваша цель.
Вы хотите сделать это к 12 апреля 2020 — это ваш срок.
Теперь нужно определиться с тем, что для этого надо сделать.
Для начала — нужно спроектировать станцию, подготовить чертежи.
Дальше — нужно изготовить ее части и собрать их вместе.
Потом — доставить на орбиту.
Понятно, что это крупные задачи, каждая из которых требует уточнения. Доставка на орбиту включает в себя сборку и подготовку ракеты, загрузку станции, запуск, управление полетом и т. д. Но сейчас мы не будем вдаваться в детали.
Теперь, когда список задач определен,
Диаграмма Ганта.
нужно понять, что необходимо сделать для того, чтобы каждую задачу выполнить. Фактически, Вы должны распределить Ваши ресурсы. Ресурсы для проекта — это люди, материалы, деньги и т. д.
Чертеж должен кто-то подготовить и нарисовать. Для изготовления корпуса нужен металл. Для покупки солнечных панелей нужны деньги.
При этом, ваши ресурсы ограничены. У вас нет столько инженеров, сколько захотите. У каждого инженера ограничено время. Он не может рисовать два чертежа одновременно. Металл у вас тоже в ограниченном количестве. Да и бюджет проекта фиксирован. Как правильно эти ресурсы распределить — одна из самых сложных задач планирования. Наверное, самого опытного инженера надо поставить на задачу контроля и сведения чертежа всей станции. Менее опытному можно доверить задачу проектирования отдельного отсека. Талантливому, но безответственному — удобную прикроватную тумбочку. Если он ее сделает хорошо — будет здорово, но, если и не успеет — проект в целом не сильно пострадает.
Это уже расчет рисков. Как видно из примера выше, это тоже важно на стадии планирования проекта.
Та модель выполнения проекта, о которой мы говорили выше — это классическая модель водопада.
В этой модели каждая задача выполняется строго после предшествующей. Нельзя начать строить станцию, когда не готовы чертежи. И тем более, нечего отправить на орбиту, пока станция не построена.
У этой модели есть свои плюсы — вы всегда четко понимаете, какой этап сейчас выполняется. Вы всегда четко понимаете сроки. Фактически, после идеального этапа планирования ваша задача — это только оперативный контроль выполнения поставленных задач. Эта модель хороша, когда вы четко знаете, что должно получиться в конце — и позволяет вам гарантированно получить результат в нужный срок.
Но есть у этой модели и минусы — при подобной жесткости вам тяжело что-либо изменить в процессе выполнения проекта. Если вам скажут, что доставлять на орбиту одной большой ракетой не получится, а нужно тремя маленькими — вам придется пытаться включить в последовательность задач еще и задачу перепланирования загрузки ракет и сборки станции на орбите, что, безусловно, приведет к значительному сдвигу сроков или потреблению ресурсов.
В конце хочется отметить две вещи. У каждой задачи внутри проекта есть срок, и есть цель. Соответственно, каждую задачу проекта можно рассматривать как подпроект, для которого тоже должен быть выполнен этап планирования и реализации.
Второй важный момент — это классический пример того, с какими ограничениями вы обычно сталкиваетесь при реализации проекта. Это называется проектный треугольник.
Ваш проект — это точка внутри треугольника. Близость к вершинам говорит о том, насколько это свойство характерно вашему проекту. Какой вывод можно сделать из этого? Нельзя сделать быстро, качественно, и недорого. Быстро и качественно — нужно много ресурсов. Быстро и мало ресурсов — будет некачественно. Мало ресурсов и качественно — долго. Эта простая визуализация позволяет лучше понять, как устроен проект изнутри.
Олег Фогель
(Руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»)
К разработке программы можно относиться так же, как к строительству большого дома. Проработать проект со всеми подробностями, набрать специалистов разных профессий и начать. Ожидая, что примерно через год дом будет построен. Но время сейчас движется очень быстро. Если мы говорим об IT, то за год могут существенно измениться и бизнес-задачи и средства разработки. В этом смысле полезнее, чтобы программа начала работать и приносить отдачу как можно раньше. Например, на первом этапе мы реализуем только самый необходимый функционал. А дальше на каждой итерации с каждым релизом в программу добавляется новый функционал, расширяющий её возможности.
При таком подходе программа приносит отдачу уже в процессе её разработки, но это ещё не всё. Мы после каждого релиза можем получить обратную связь от заказчика и пользователей и понять, в правильном направлении мы движемся или нет? И если нет, то можем скорректировать наши планы или видение программы в целом. А при другом подходе мы бы узнали об этом через год, когда изменить уже ничего нельзя или изменения очень дорогие.
И в какой-то момент мы понимаем, что автоматизация бизнеса – бесконечный процесс. Периодически появляются новые задачи бизнеса, или желание упростить работу пользователей, или необходима интеграция с другими сервисами и т.д. И agile говорит нам о том, что необходимо обеспечить ритмичную работу по разработке итерациями, содержащими изменения небольшими порциями, каждая из которых несет в себе бизнес-ценность.
Мы стараемся доставить эти изменения пользователю как можно раньше, но при этом важно обеспечить высокое качество. Если мы сделали что-то быстро, но этим нельзя пользоваться, мы зря потратили время и деньги. Такой подход требует и высокой квалификации разработчиков, и определенного уровня культуры процесса и автоматизации тестирования.
В agile большую роль играет команда. Если на больших производствах, на конвейере, человеку необходимо подстроиться под существующий порядок вещей, то в agile команда сама может влиять на правила работы. С главной целью – повышать свою эффективность. Это ситуация win-win – каждый человек лучше раскрывается и профессионально растёт, а компания имеет квалифицированную эффективную команду. Периодически команда собирается и обсуждает накопившиеся вопросы. Какие есть проблемы, тормозящие разработку? Что можно сделать для их решения? Как работать ещё эффективнее?
Казалось бы, есть прекрасный процесс, есть самоорганизующаяся команда, о чём ещё можно мечтать? Что ещё нам нужно? Цель! И agile характеризуется тем, что команда не просто делает, что скажет заказчик, но и готова вместе с заказчиком формулировать цели и проверять различные гипотезы. Мы не просто добавляем функционал, но изучаем пользовательский опыт и реальные сценарии использования. Команда становится заинтересованной не только в том, чтобы программа работала, но и чтобы бизнес взлетел. И это уже переход от отношений заказчик-исполнитель к партнёрским отношениям. («Высокие отношения» (с))
Но и это ещё не все особенности agile. Легко представить, как в уже готовый проект кто-то хочет внести изменения. Надо согласовать это со всеми – это долго и дорого. «Надо было думать раньше!» Но время сейчас такое, что новые требования могут появляться ежедневно. Например, у конкурента появилась новая функциональность и ваш заказчик считает, что клиенты уходят именно из-за этого. Или заказчик вдруг решил в своем интернет-магазине продавать не только спортивную одежду, но и спортивный инвентарь, а у него совсем другие характеристики. И agile говорит нам о том, что быть готовым к изменениям важнее, чем строго следовать плану. То есть мы должны воспринимать изменения как естественный ход вещей, а не как промах заказчика.
В настоящее время agile – это целое семейство гибких технологий разработки. Вы могли слышать, например, о SCRUM и Kanban. Результаты применения agile в IT так вдохновили многих людей, что сейчас agile успешно применяют и не в IT.
В вебинаре приняли участие эксперты в управлении проектами из фирмы «1С»: Никита Старичков (один из разработчиков платформы «1С:Предприятие», зав. лабораторией цифровизации бизнеса МФТИ) и Олег Фогель (руководитель разработки учетных программ фирмы «1С»).
Вебинар для учителей и директоров школ по методике проведения урока «Управление проектами» и основам проектного управления, изложенным доступным для школьников языком, состоялся 10.04.2019, но не утратил свою актуальность.
СМИ об уроке цифры по управлению проектами
Блогеры об игре про спасение миссии на Луне
Влад Филатов - https://youtu.be/1kFRbTyyYz8
Дмитрий Бэйл - https://youtu.be/qourgQJsZcw
Stint - https://youtu.be/kv0PVw_B7CE
Quantum Games - https://youtu.be/BS8gEzoEi48
TheBrainDit - https://youtu.be/1NFODQnn3ZI
TheGideonGames - https://youtu.be/rDfpOAV4VIQ
BlackSilverUFA - https://youtu.be/CHmSgNSXup0
The Puzzle Tech - https://youtu.be/cuIgXepjieU
PlayWithSERCH - https://youtu.be/lKBZE2ArrSQ
TheWarpath - https://youtu.be/Wk33PSg1hHM
Курсы программирования в твоем городе
Хочешь научиться программировать? Создавать сайты, игры и шагающих роботов? Мечтаешь побеждать на олимпиадах? Приходи к нам — научим! https://club.1c.ru/#course6
Новый игровой тренажер от фирмы "1С" ждёт своих героев
Научиться программировать летающего робота, узнать как устроена сеть и облачные сервисы, как настроить локальную сеть у себя дома. Легко. Переходите в новый игровой тренажер и смотрите видеоролики "Урока цифры" по "Сетям и облачным технологиям".